Конспекты занятий для ФФН
26 февраля 2014
Тема: Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные – согласные звуки.
Цель: формирование понятий «звук», «согласный звук», «гласный звук».
Задачи:
- Сформировать понятие «звук».
- Осознание детьми фонемной структуры слова на слух.
- Научить детей узнавать музыкальные инструменты по звуку.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать логическое мышление.
Оборудование.
Демонстрационный материал: музыкальные инструменты, предметные картинки.
Раздаточный материал: карандаши, карточки, звуковые линейки.
Словарь: звук, согласный звук, гласный звук.
Этапы работы.
- Организационный момент.
Д/упражнение «Узнай музыкальный инструмент»
Дети по звуку должны узнать, какой музыкальный инструмент издаёт этот звук.
- Сообщение темы.
- Мир полон звуков – живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких… Вслушиваясь в звучание окружающего мира, мы догадываемся о событиях, происходящих вокруг.
А) Д/игра «Угадай»
Б) Д/игра «Кто самый внимательный»
- Знакомство с гласными звуками.
- Прислушайтесь к речи людей. Она состоит из множества слов, а слова – из разнообразных звуков. Это звуки речи. Одни речевые звуки можно произносить протяжно, даже петь.
- Попробуйте пропеть: ааа, ууу, ооо, эээ.
А – о – у – ы – э – и – гласные звуки. Их мы будем обозначать на звуковой схеме слова красным цветом.
А) Д/игра «Куда спрятался звук»
Б) Д/упражнение «Назови звуки по порядку»
Взрослый произносит цепочки звуков, дети их воспроизводят и называют количество звуков.
АИО ОЫАЭИ
УЭАИ ИЫАЭОУ
- Какие звуки вы услышали и произнесли?
- Как вы определили, что это гласные звуки?
- Какие гласные звуки вы знаете?
- Физкультминутка.
Это я.
Это глазки. Вот. Вот. (Имитационные движения под текст стихотворения.)
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп. Хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали. Вытрем лоб.
- Знакомство с согласными звуками.
- Среди звуков речи есть и другие, которые не поются, а произносятся кратко, в это время активно работают наши органы речи: губы, язык. Это согласные звуки.
А) Д/игра «Чуткое ухо»
Взрослый произносит гласные и согласные звуки дети поднимают красную карточку, если услышат гласный звук.
И – К – Т – У – Х – О – А – Г – Ы – Э – О – И – Г – Э – Ы – Х – А – И – У – Э – Г – У – К – А – Х – И – Ы – О
Б) Д/игра «Дежурный звонок».
Взрослый произносит звуки, дети хлопают, если услышат звук Д.
А, Б, В, Г, Д, К, Ж, Х, К, Г, З, Д, Ш, К, М, Х, Д, Г, К. л, Ф, Х, Ц, Д, Г, К.
- Работа с карточками.
- Итог занятия.
- Что такое «звук»?
- Какие звуки мы научились различать?
Тема: Звуки Д – Т.
Цель: закрепление произношения и различения звуков Т – Д.
Задачи:
- Упражнять в правильном произношении и различении звуков Т – Д.
- Закреплять умение детей составлять полные предложения с предлогом «из».
- Развивать фонематические процессы: умение слышать звуки, выделять их в потоке речи, умение определять наличие и место звуков в слове.
- Воспитывать отзывчивость, умение слушать педагога и других детей.
Оборудование: предметные картинки, карточки для определения места звука в слове, прищепки, схема для анализа звуков.
Словарь: дружный, трудолюбивый.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Соберемся дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Теперь тихонечко присядем на свои места.
- Посмотрите, ребята, кто к нам прилетел! (Снегирь)
- Он держит в клюве письмо. Но открыть мы его сможем, когда пройдем испытания. Попробуем с ними справиться? (Да.)
Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, давайте договоримся с вами отвечать полными предложениями и правильно произносить все звуки. И в этом нам поможет гимнастики для нашего язычка. Повторяйте упражнения, которые услышите в стихах.
Вот и сказка началась
Улыбнемся ей сейчас. («Улыбка»)
Впереди забор стоит
Очень крепкий он на вид. («Заборчик»)
Вот лопаточка у нас
Вскопаем грядки тот же час. («Лопаточка»)
Молоточком тук да тук
Только слышен тихий стук. («Молоточек»)
- Основная часть.
- Характеристика звуков.
- Чтобы поскорее нам пройти испытания мы должны быть дружными и трудолюбивыми.
- С какого звука начинается слово «дружные»? (Со звука Д)
- С какого звука начинается слово «трудолюбивые»? (Со звука Т)
- Дайте характеристику звуку Т по этой схеме. (Звук Т – согласный, твёрдый, глухой)
- А, теперь дадим характеристику звуку Д. (Звук Д – согласный, твёрдый, звонкий).
- Эти звуки согласные и твердые – и этим они похожи, а отличаются тем, что звук Т – глухой, а звук Д – звонкий.
- Дидактическая игра «Поймай звук».
Хлопаем в ладоши 1 раз –
Если звонкий звук
Ну, а, если звук глухой,
Молчи, раз он такой.
Д – Т – Т – Д – Т – Д – Т – Д – Д – Т – Т – Д
ДА – ТА- ТО – ДО – ТЫ – ТУ – ДУ – ДЫ
ПОМАДА, ЛОПАТА, КОТЛЕТА, ОГРАДА, ГРАНАТА.
- Дидактическое упражнение «Замени слог»
- Встаньте около своих стульчиков. Я назову слог, а вы замените в нем звук Т на Д. произносите слоги вместе, маршируя на месте.
Та-та-та да-да-да
То-то-то до-до-до
Ту-ту-ту ду-ду-ду
Ты-ты-ты ды-ды-ды
- Отлично, и с этим испытанием вы справились.
- Д/И «Подари картинки Даше и Толе».
- Перед вами лежат картинки в названии которых есть наши звуки Т, Д. каждый из вас возьмет свою картинку и с помощью прищепки «подарит» её Даше или Толе.
- Д/У «Найди место звука в слове»
- Назовите картинки и определите, какой звук есть, и где он находится ( в начале, середине или в конце). Покажите это с помощью фишек.
- Проговаривание чистоговорок.
(Хороводное и индивидуальное проговаривание)
Да-да-да – бежит вода.
Та-та-та – хвост пушистый у кота.
Ду-ду-ду – дети бегают в саду.
Ту-ту-ту – дали молока коту.
Ды-ды-ды – нет воды.
Ты-ты-ты – во дворе цветы.
- Составление предложений по картинкам с предлогом «из».
- Мальчик Данил вышел….(из дома)
- Птенец вылетел ……( из гнезда)
- Дым идет …(из трубы)
- Крот вылез ….(из норы)
III. Итог занятия.
- Ребята, вот мы и справились со всеми испытаниями. А какие звуки нам помогали?
(Т и Д)
- Теперь мы можем открыть конверт. А там для вас подарочки, наклейки и раскраски снегиря.